Психология

Психология

  

Мы очень рады, что в нашем центре квалифицированные психологи оказывают столь необходимую ребятам и взрослым помощь. И мы, сотрудники, нередко обращаемся к ним за советами. Спасибо Вам, Александр и Галя!

Александр Колмановский

волонтер, психолог, ведущий семинара «Поведение в проблемных ситуациях»

В студии «Дети Марии» работает целый ряд сотрудников и волонтёров. Все они большие энтузиасты, преданные своему делу — другой человек там не станет и не сможет работать. Среди волонтёров, которые помогают заниматься с интернатскими детьми, есть и повзрослевшие воспитанники самой студии. У всех этих людей — свой жизненный опыт, свои представления о том, как надо и как не надо общаться с детьми, чему их учить, как с ними заниматься. Для того, чтобы сблизить эти различные представления, для развития общей позиции в студии проходит психологический семинар под названием «Поведение в проблемных ситуациях».

Основная цель семинара — выработать у участников психологический взгляд на поведение и отношения людей, чтобы лучше понимать, что происходит с нашими детьми, с нашими взрослыми партнёрами, да и с нами самими. В рамках этой общей задачи на семинаре обсуждаются такие вопросы:- содержательная интерпретация человеческого поведения. Что стоит за различными проявлениями наших партнёров (за агрессией, отстранённостью, непослушностью, претензиями и т.п.);- причины внутреннего комфорта/дискомфорта;- формирование позитивного самопринятия;- самоощущение человека в обществе: с чем связано чувство уверенности/неуверенности в себе;- личностные особенности людей различных психотипов;- проекция полученных представлений на различные виды человеческих отношений: детско-родительские, семейные, любовные и др.

Главная «идея» всего этого материала, главный взгляд, который развивается у участников семинара, состоит в следующем. Как бы плохо человек себя ни вёл, как бы неприглядно он ни выглядел, его поведение свидетельствует не о его характере, а о его состоянии. Это не он плохой, это ему плохо. Такие проявления, как агрессия, демонстрация, недоброжелательность есть признаки внутреннего дискомфорта, а не сознательно занятой жизненной позиции. Нам всем бывает очень непросто так воспринимать чьё-то негативное поведение, особенно когда оно направлено против нас же. Когда нас ругают, нас не слушаются, не считаются с нашими интересами, у нас в душе поднимается волна протеста. И — сильная потребность выплеснуть эту волну, сказать человеку всё, что мы о нём сейчас думаем. Трудно в этот момент думать о том, что у него на душе, что им движет, к чему приведёт наш протест...

Есть способ облегчить себе эту трудность. Это способ стар, как мир, но неизменно очень эффективен: представить себе, как бы я хотел, чтобы вели себя по отношению ко мне. Вот тут все люди сходятся: любой «я» ни за что не хотел бы, чтобы «меня» наказывали, на «меня» кричали, «меня» отчитывали. Не хотел бы и не считал бы правильным, справедливым. А что любой, даже провинившийся «я» считал бы справедливым по отношению к себе? Чтобы «меня» поняли, простили, поддержали бы. И «мне» при этом ведь понятно, что это «меня» не испортит; столкнувшись с такой поддержкой, «я» вовсе не подумаю, что, значит, можно и дальше вести себя плохо.Вот и наши подопечные (как дети, так и взрослые) очень нуждаются в поддержке, понимании, сочувствии. И, как и нас, их это не портит. Нуждаются всегда, но больше всего — когда нам это особенно непросто, т.е. когда ребёнок нашалил, что-то испортил, получил плохую отметку, попался на обмане или на краже...

Конечно, ребёнку всегда приятно, когда взрослый относится к нему хорошо. Приятно, когда с тобой играют, смотрят с тобой фильм или ходят по магазинам. Но в этих обстоятельствах наша доброжелательность не так трудна, и поэтому не так показательна для детей, не так «терапевтична». По-настоящему защищённым, принятым ребёнок чувствует себя только тогда, когда нам особенно трудно бывает ему сочувствовать — то есть именно в проблемных ситуациях.

Это понимание чрезвычайно важно для людей, работающих с детьми. Без него воспитатель, который негативно реагирует на проступок своего подопечного, только усугубляет его неблагополучие. Это же понимание бывает очень эффективным для улучшения собственного состояния воспитателя (родителя, учителя). В самом деле, раз недоброжелательное поведение человека бывает продиктовано его плохим состоянием, а не плохим отношением к людям, то, значит, когда меня самого ругали, наказывали, высмеивали — оказывается, это было связано не с моей неправильностью, а только с состоянием того, кто меня ругал (моего собственного родителя, учителя, приятеля).

Человек, который постоянно пытается так смотреть на своих подопечных и на самого себя, начинает лучше себя чувствовать, испытывает растущую уверенность в себе, у него улучшаются отношения с окружающими.

На семинаре обсуждаются и многие другие стороны этой проблематики. Описанный взгляд на взаимодействие с детьми вовсе не означает вседозволенности и попустительства. Нормально устроенные отношения с ребёнком включают в себя большое количество неизбежных запретов, принуждений и т.п. Сами по себе они не травматичны для детей. Надо только сформулировать разницу между содержательным принуждением, с одной стороны, и наказанием, с другой. Наказание не связано с существом проблемы, а нацелено главным образом на ущемление чувств ребёнка, на то, чтобы сделать ему плохо — в расчете (часто бессознательном), что когда ребёнка в следующий раз потянет на проступок, он вспомнит, как ему было плохо, и это ощущение его остановит (наивный расчёт, почти никогда не срабатывающий!) Содержательное принуждение, напротив, нацелено только на существо проблемы, и сопровождается всемерными усилиями не сделать ребёнку плохо.

Можно будить утром в школу со словами: «Я на тебя тут свои последние нервы тратить не намерена! Или ты немедленно встаёшь, или я ухожу, и ты остаёшься без завтрака!». А можно вместо этого: «Детка моя, как жаль тебя будить, как ты сладко спишь! Будь моя воля — спал бы полдня. Но что поделаешь, надо вставать, надо же идти в школу». Физически в обоих случаях происходит одно и то же — мы ребёнка будим. Но в одном случае назидательно (карательно), а в другом — сочувственно.

Материалы семинара построены на демонстрации и обсуждении многочисленных видеоиллюстраций, фрагментов из фильмов, мультфильмов, документальных материалов.

По Вашему запросу мы можем выслать ссылки на выложенные в сети видеозаписи семинаров Александра в студии, для этого напишите нам на почту.