04/2007 Персей

04/2007 Персей

В апреле прошел очередной двухдневный тренинг. С группой ребят из интерната № 80 мы знакомились с древнегреческими мифами, ставили спектакль по легенде о храбром Персее, злой Медузе Горгоне и красавице Андромеде. Плавали в бассейне, играли в футбол, занимались музыкой с Верой Ивановной и катались на лошадях.

Сначала мы научились находить на карте мира Грецию. Узнали, что у греков в древности было много богов, и каждый отвечал за что-то свое. Побыли немного сами в роли древних язычников и придумали для себя бога Пропитания, бога Одежды, бога Свежего воздуха и бога Надежды(!).

Прочитали миф о храбром Персее, дети сами выбирали себе роли, утром и днем в субботу мы репетировали, а вечером сыграли спектакль.

Воскресенье побаловало солнечной погодой, и мы почти весь день провели на улице. На лошадях покатались и в повозке, и верхом. Детям очень полюбились конь Боря и кобылка Фигуристка, они кормили их с рук и Оксана сказала, что, когда станет взрослой, обязательно заведет себе лошадь. Слово участникам поездки:



Миша Купряхин, 

11 лет:

— Мне понравился Борис, это лошадка.

Антон Геркин, 

11 лет:

Ему лишь бы покушать, он мне все руки облизал.

Сережа Кузнецов, 

12 лет:

— Мне понравилось быть Персеем. Потому что он отрубил Медузе Горгоне голову.

Катя Зобова, 

8 лет:

— Я играла Афину. Это богиня. Она подарила туфли, которые летали, Персею.

Лиза Чуркина, 

10 лет:

— Я играла Андромеду. Она скалолазка, потому что она на скалах висела.

Оксана Горохова, 

12 лет: 

— Медуза Горгона – это злая колдунья, она с виду красивая, а внутри злая. Кто на нее смотрел, тут же в камень превращался. И ей Персей отрубил голову, потому что в отражение, в щит смотрел.

Денис Головин, 

15 лет:

— Я играл короля. Он сидел за столом и был пьяный. По характеру, ну, я не знаю. Он был злой, никому не верил и был трусом.

Петя Баранов, 

6 лет:

— Я играл морского дракона. Он страшный, безумистый. Я пугал, изображал, что я страшный. Я полз к людям, и потом остановился.

Ирина Баранова, 

волонтер, специалист по проведению тренингов:

Мифы — это очень хороший материал для того, чтобы дети могли рассказать про собственные страхи.

Работа с мифами и со сказками тоже — это возможность через метафорический план рассказывать о своих опасениях, проблемах и через миф проживать то, чего ты боишься в жизни. И, кроме того, возможность побыть в роли богов, героев, в ситуации, когда у тебя есть власть, почувствовать ответственность. Конечно, это не сразу придет, но если с этим постоянно работать, меняется взгляд на жизнь, потому что, когда ты бог, ты понимаешь, что за кого-то отвечаешь.

Даже в этом мифе с Персеем — царь Полидект, говоря современным языком, со своими обязанностями не справлялся. И Персей взял его обязанность защитить народ на себя. Когда дети видят, как это происходит и проживают, они сами не хотят в жизни быть такими Полидектами. Выбор детьми тех или иных ролей не случаен.

Горгона. Ее играла Оксана, для которой сейчас внешность — ключевой момент в ее жизни, и возможность побыть красавицей, причем такой высшей степенью красавицы, у которой внешняя красота съедает все, духовная красота отсутствует, на доброту ничего не осталось. Ей даже не так важно ее проиграть, а очень важен момент выбора, реакция других людей, когда она заявляет себя на эту роль. Она начинает расцветать от того, что это принято другими, что она действительно может претендовать на роль красавицы.

Сережа, который играл Персея, за счет того, что он по своим физическим данным не может справиться с другими мальчиками — они его сильнее, для него важно в этой роли прожить то, каким он хотел бы быть, это состояние героя, которому необязательно быть очень сильным, мускулистым, достаточно иметь сердце храброго человека. Физическая сила не так важна, можно служить чему-то более высокому.

Если говорить про царя, то это довольно удивительная вещь. По всем описаниям, царь совсем не является героем, он трусливый, жадный. Но есть такое желание власти, причем власти безответственной. Только называться царем, но при этом ничего не делать. И это очень показательная вещь. Да, я согласен быть трусливым и жадным, но лишь бы у меня были все атрибуты власти – корона, золотые одежды, стол с едой. И сейчас требовать от него чего-то другого нельзя, эта роль еще на выработалась, у мальчика очень сильная потребность во власти. Причем эта власть не через собственные качества. Он даже не готов пока осознать, что именно вследствие такого своего поведения царь погибает. Возможно, игровая ситуация поможет ему быстрей прожить эту роль, отыграть ее и захотеть чего-то другого.

Лиза — Андромеда. Возможность для Лизы играть женскую роль и роль красавицы – это уже для нее серьезная победа, потому что она в жизни очень сильно конкурирует с мальчиками. И для нее при мальчиках обозначить, что она девушка, причем красавица, которую нужно спасать, в той жизни как она живет, это для нее нонсенс. Она сильнее многих мальчиков. И когда она включается в эту роль, беспомощной, ожидающей спасителя, внутри нее идет большая работа. И то, что она соглашается дать руку Персею, называться его женой, это для нее тоже категории, отсутствующие в ее жизни.

У Кати очень небольшая роль, но для нее важно, что она богиня и дарит волшебную вещь. То есть это такая роль феи. И она абсолютно потрясающе появлялась и исчезала. Катя единственная запомнила свои слова и играла без подсказки. Катя не считает себя физически сильной, и для нее роль, в которой она может помочь мальчику — новый опыт.

Олег, который играл рыбака. Для него было важно играть ключевую роль, но при этом он очень боится что-то делать. Он привык играть на своей слабости, и получение роли со словами — это ломка его шаблона. Он очень хочет чего-то, но при этом так боится, что у него не получится, что делает все, для того, чтобы это не получилось. И тут оно само как-то получилось, и непонятно, что с этим делать. Ему сразу хочется чего-то большего.

Расходы по семинару профинансированы ЮНИСЕФ